Автор: Павел ГОРЮШКИН - Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фототехника и видеокамеры
В предыдущих номерах нашего журнала мы начали серию публикаций про различные насадки, которые устанавливаются на осветительные приборы и используются фотографами для формирования необходимого освещения. Безусловно, рассказ о насадках будет неполным, если мы не остановимся на конструкциях, которые позволяют максимально рассеять световой поток на всей поверхности свечения. Не секрет, что при работе с искусственным светом очень важно иметь возможность получать любое освещение и имитировать самые различные его схемы. Достаточно часто возникает необходимость создать сильно рассеянный световой поток и одновременно обеспечить предельную затемненность помещения по другим направлениям. Общее название устройства, которое позволяет это делать, — софтбокс (часто в фотографической литературе встречается название — световой бокс). Мы совсем не ошибемся, если скажем, что софтбоксы — одни из самых популярных насадок среди фотографов, которые используют в своей работе искусственный свет.
КВАДРОФЛЕКС
Если на переднюю часть рефлектора общего назначения поместить лист полупрозрачного пластикового рассеивателя, полностью перекрывая выходное окно, то получится как бы закрытый источник света. У такого осветителя прямые лучи от пилотной и импульсной ламп уже не смогут достичь объекта съемки. Свет внутри такого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается полупрозрачным пластиком (матовым стеклом). В результате вся поверхность прибора светится абсолютно равномерно и диффузно. Такое сочетание отражателя и рассеивателя в закрытом корпусе является основой световых боксов.
По такому принципу устроены насадки, которые называются квадрофлексами. Они обычно имеют жесткую металлическую или пластиковую конструкцию в виде ванны, внутренняя поверхность которой имеет покрытие с рассеивающими свойствами. Поверхность, через которую выходит свет, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Квадрофлексы могут достигать значительных размеров, поэтому их жесткая конструкция ограничивает возможности для транспортировки. В основном это насадки для павильонной съемки. Но в то же время еще одним плюсом жесткой конструкции может быть удобное крепление шторок или отражающих панелей. Помимо высоких рассеивающих свойств у такой конструкции есть еще одна отличительная особенность. Квадрофлексы могут служить «световыми столами», так как прочная матовая поверхность без проблем выдержит вес небольших фотографируемых предметов.
|
|
|
Софтбокс в сборе |
Софтбокс без внешнего экрана |
Открытый софтбокс |
СОФТБОКС
Конструктивно софтбоксы несколько отличаются от устройств жесткой конструкции. Основой, придающей форму софтбоксу, является каркас из прутьев и одна из двух частей байонетного соединения или коннектор. На каркас натягивается специальный материал и тем самым создается рефлектор большого размера. На переднюю часть устройства крепят белую ткань, которая выполняет роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса может иметь и диффузные, и направленно-рассеяные характеристики. В основном на внутреннюю поверхность наносят серебренное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть «бокса» обычно окрашена в черный цвет.
Софтбоксы выпускаются самых различных размеров: от небольших (40х40 см) до огромных, когда длинная сторона достигает 8—10 метров. По форме они могут быть квадратные, прямоугольные, круглые или многогранные. Соотношение сторон может быть самое разное. Конструкции софтбоксов также могут отличаться друг от друга, но основная задача всех этих устройств в принципе одна — это получить максимально равномерную поверхность свечения.
|
|
Софтбокс размером 70х140 см, расстояние от источника света до модели - 2 м. |
Софтбокс размером 45х45 см, расстояние от источника света до модели - 2 м. |
Для более равномерного рассеивания светового потока внутрь устанавливается перегородка из полупрозрачной ткани, причем в центре этой перегородки может накладываться еще один или несколько слоев ткани, тем самым добиваются одинаковой интенсивности света в центре и на краях софтбокса. Работает эта система очень просто. Свет от источника, попадая на внутренний полупрозрачный экран, частично рассеивается. В свою очередь это обеспечивает отсутствие неравномерного светового пятна на наружном экране. Качественные «софты» обычно имеют минимальную разницу между яркостью в центре и яркостью на краях светящейся поверхности. Если софтбокс имеет разницу яркостей (центр/край) больше одной ступени, необходимо хорошо подумать, перед тем как приобретать данное изделие. Ведущие фирмы-изготовители осветительного оборудования не позволяют себе выпуск некачественной продукции. При покупке же «бокса» неизвестной компании лучше проверить, как распределяется световой поток по площади свечения.
Следует отметить, что помимо «осветительных марок» BRONCOLOR, PROFOTO, ELINCHROM, HENSEL, MULTIBLITZ, BOWENS, REKAM, PROGRAF, МАРКО, которые активно «работают» на нашем рынке, существуют независимые компании, выпускающие все необходимые студийные аксессуары, но при этом не производящие собственно осветительные приборы. Самые известные такие фирмы у нас — это PHOTOFLEX и LASTOLITE. Все насадки этих фирм можно устанавливать на любые приборы (любой фирмы) при помощи коннекторов или специальных адаптеров. Качество продукции этих фирм достаточно высокое, а разнообразие насадок и других принадлежностей весьма большое. Поэтому, если у вас осветительное оборудование разных марок, а вам необходимо, например, три абсолютно одинаковых софтбокса, то PHOTOFLEX и LASTOLITE — это реальное решение проблемы.
Но вернемся к внутренним перегородкам и поверхностям «софтов». Для фотографа важно, чтобы при использовании насадок не происходило изменение цветовой температуры источников света. Стабильность этого параметра как раз и обеспечивается качеством изготовления ткани для экранов и покрытием внутренней части софтбокса. Для того чтобы иметь возможность варьировать цветовую температуру, используются перегородки-фильтры, а также золотые или комбинированные внутренние покрытия.
Каких-либо стандартов линейных размеров для софтбоксов не существует, поэтому фирмы, выпускающие осветительное оборудование, при производстве «софтов» исходят из своего опыта и исследований. Вопрос, какой «бокс» лучше — 100х100 см или 70х130 см, — скорее будет некорректным. Выбирать софтбоксы необходимо исходя из размеров вашей студии, будет ли работа на выезде, какие задачи будут решаться при выполнении фотосъемок и т.д. На иллюстрациях вверху видно, как распределяется световой поток от разных по размерам софтбоксов.
Большой интерес представляют световые боксы сверхбольших размеров круглой или восьмигранной формы. Двухметровые октобоксы позволяют получать диффузный световой поток по всей площади свечения. Например, такие устройства очень удобно использовать при съемке человека в полный рост. Помимо традиционного крепления софтбокса и осветительного прибора бывает конструкция, когда источника света расположен внутри светового бокса. Такое устройство обеспечивает очень мягкое и равномерное освещение.
При необходимости получить длинный, тонкий, почти направленный источник света применяются насадки, которые обычно называют «стрипами» от английского слова strip — полоска. Это также конструкция софт-бокса, только типичные размеры — 15 см х 1 м (у разных фирм размеры меняются).
Помимо этого выпускаются шторки, которые крепятся по периметру конструкции.
Для уменьшения угла светового потока выпускаются специальные решетки, которые предотвращают нежелательное распыление света вокруг объекта. Решетки имеют различные формы и способы крепления к софтбоксу.
Интересную разборную конструкцию софтбокса предлагает компания LASTOLITE. Каркас «софта» раскладывается за считанные секунды, затем крепится экран, и все готово к съемке.
В заключение несколько слов хотелось бы сказать о том, чем же хороши устройства, которые максимально рассеивают световой поток. Необходимость наличия таких насадок для фотографа во многом вызвана еще и тем, что очень многие предметы съемки имеют гладкие отражающие поверхности. Эти поверхности «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна. Многие, наверное, замечали как при съемке с зонтами в бликах хорошо читаются спицы. Светящаяся поверхность софтбокса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Тем более что во многих случаях это блик — необходимая деталь изображения.
Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, что может отрицательно сказаться на объемности предмета. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно изменять светотеневой рисунок. Диффузный характер свечения световых боксов определяет и характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает аналогию со светом пасмурного дня.
|
|
Светотени на модели и фоне заметно отличаются друг от друга. "Решетка" помогает выделить объект и увеличивает контраст
Сервисный центр "MTechnic" осуществляет профилактику, диагностику, ремонт, замену комплектующих и аксессуаров цифровых и аналоговых фотоаппаратов, объективов и видеокамер марок: Benq, Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Nikon, Olympus, Panasonic, Pentax, Samsung, Sony и других производителей.
Территория охвата: Москва, Зеленоград и Московская область (МО).
Для вашего удобства работает наша курьерская служба (бесплатно), подробнее в разделе "контакты"