В начало>>
Фиксфокалы и зумы
Рассказывая об объективах с разным фокусным расстоянием, мы приводили в пример объективы с постоянным (фиксированным) значением фокусного расстояния. Такие объективы обычно довольно компактны и имеют высокую светосилу. К тому же, фиксфокалы чаще всего весьма хороши по резкости, рисунку и способности работать без потери контраста в самых сложных световых условиях. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием выпускаются уже достаточно давно. Оптические схемы немалого их количества были окончательно "отточены" и доведены до совершенства еще годах в 80-х прошлого столетия, а то и раньше. Поэтому часть выпускаемых ныне объективов с фиксированным фокусным расстоянием весьма близки (а в ряде случаев – даже идентичны!) их "братьям" более раннего выпуска. К примеру, штатники типа 50/1.7 или 50/1.4 выпуска 70-80-х годов могут отличаться от нынешних лишь оправой, будучи в оптическом плане практически одинаковыми.
Другое дело – объективы с изменяемым фокусным расстоянием (зум-объективы). Массовая разработка и производство зум-объективов была начата гораздо позже,позднее когда компьютерный рассчет оптических конструкций и многослойное просветление линз стали реальностью. Первые зум-объективы представляли собой достаточно громоздкие конструкции. Диапазон изменения их фокусного расстояния был невелик – зум с кратностью больше двух (кратность зум-объектива – это отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному) встречался крайне редко. Минимальное фокусное расстояние первых зум-объективов редко было меньше 40мм, а минимальное расстояние наводки на резкость чаще всего было достаточно большим. В общем – удобными (с точки зрения нынешних требований к зумам) их не назовешь. Но зато конструкция зум-объективов совершенствовалась настолько быстро, что уже в 80-х годах XX века они начали выступать в ряде случаев даже альтернативой объективам с фиксированным фокусным расстоянием. Ну а сейчас технология рассчета и создания зумов усовершенствована настолько, что иной раз зумы проигрывают фиксфокалам разве что по параметру максимальной светосилы, но отнюдь не по резкости изображения.
Основное достоинство зум-объективов в том, что они позволяют во многих случаях заменить сразу несколько объективов с фиксированным фокусным расстоянием. К примеру, зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24-85мм способен заменить широкоугольный (24-28мм), стандартный (50мм) и портретный (85мм) объективы. Такой зум достаточно компактен, удобен и, зачастую – относительно недорог. Фокусное расстояние зума изменяется плавно, позволяя снимать и при промежуточных значениях фокусного расстояния. Да и менять фиксфокалы при оперативной (а тем более – репортажной) съемке – задача, требующая не только времени, но и аккуратности. В случае зума для изменения фокусного расстояния достаточно лишь повернуть кольцо управления. Поэтому на сегодняшний день зум-объективы стали самым распространенным и популярным классом оптики, практически полностью вытеснив фиксфокалы в ассортименте любительской оптики.
У зумов в сравнении с фиксфокалами есть, конечно же, и недостатки. Взять хотя бы светосилу зумов, которая гораздо ниже, чем у оптики с фиксированным фокусным расстоянием. Значение светосилы большинства зум-объективов лежит в диапазоне f/3.5 – f/5.6, и лишь только профессиональные зумы имеют светосилу f/2.8. В отличие от фиксфокалов, в зум-объективах практически невозможно избавиться от дисторсии во всем диапазоне фокусных расстояний, ее можно свести к нулю лишь для какого-то одного фокусного расстояния (обычно – в середине диапазона). Поэтому основная масса зум-объективов имеет заметную положительную ("бочкообразную") дисторсию при минимальных, и отрицательную ("подушкообразную") – при максимальных значениях фокусных расстояний. Размеры зум-объективов (даже самых компактных) чаще всего больше, чем у фиксфокалов сравнимого фокусного расстояния. Та же ситуация – и с размером резьбы под светофильтры. Да и возможности применения бленд на зумах весьма ограничены (ведь бленда для зума может быть рассчитана только для самого короткого значения фокусного расстояния), в то время как для объектива с фиксированным фокусом возможность применения эффективной глубокой бленды – правило, а не исключение.
К тому же, практически невозможно разработать зум-объектив, имеющий одновременно большой диапазон фокусных расстояний, небольшое минимальное расстояние фокусировки, высокую светосилу, компактные размеры, высокое качество изображение и небольшую стоимость. Чудес обычно не бывает. Поэтому светосильные профессиональные зум-объективы с высочайшим качеством изображения получаются при весьма скромном диапазоне фокусных расстояний достаточно крупными по размеру и весу, а также – весьма дорогими. Ну а любительские зум-объективы – всегда плод компромиссов. Поэтому не стоит ожидать от недорогого и компактного любительского зума профессионального качества изображения.
Впрочем, не нужно относиться к зумам любительского уровня с пренебрежением или недоверием. Будучи примененными по назначению, они отлично выполняют свою роль. Сколько нибудь существенная разница в резкости таких зумов в сравнении с фиксфокалами реально заметна лишь при печати больших форматов (от 20х30 и больше), да и то – не в обычном минилабе. Если же основная масса ваших фотографий имеет формат 10х15, то никакой нужды в покупке дорогой профессиональной оптики нет – разница в качестве отпечатков скорее всего будет несущественна даже при традиционной оптической печати. Ну а современные цифровые минилаборатории, которые распостраняются сейчас все шире и шире, и вовсе нивелируют разницу в качестве изображения любительской и профессиональной оптики на фотографиях небольших форматов. Функция автоматического повышения четкости (обязательный этап цифровой обработки изображения перед печатью фотографий) придает вполне приемлемую четкость даже отпечаткам с недорогих "мыльниц". А уж снимки, сделанные даже любительскими зумами начального уровня, просто "горят"! Зачем платить больше?
Объективы специального назначения
Сверхширокоугольные объективы типа "Рыбий Глаз" (Fish Eye), как мы уже упоминали в обзоре, отличаются от обычных широкоугольных объективов неисправленной положительной (бочкообразной) дисторсией. Изображение, получаемое при помощи fish-eye объективов, очень необычно (иногда даже – до карикатурности). Однако броскость и необычность фотографий, снятых фишаем, имеет и оборотную сторону – насколько они необычны, настолько же они и похожи друг на друга. Поэтому эти объективы применяются даже в профессиональной практике нечасто. Объективы типа fish-eye, как правило, стоят немало, что дополнительно сужает круг их покупателей. Впрочем, благодаря усилиям отечественных производителей – КМЗ (Красногорского механического завода) и БелОМО (Белорусского оптико-механического объединения), выпустивших объективы МС Зенитар 16/2.8, МС Пеленг-А 17/2.8 и МС Пеленг-А 8/3.5 (циркулярный фишай!), возможность поснимать "рыбьим глазом" без затрат значительной суммы денег у отечественных фотолюбителей есть. По крайней мере их могут использовать владельцы камер, рассчитанных на применение оптики с байонетами Nikon Ai и Pentax K, а также – резьбы М42х1. Кроме того, фирма Pentax выпускает уникальный в своем роде зум-объектив с эффектом "рыбий глаз" - F Fish-Eye Zoom 17-28mm f/3.5-4.5.
Объективы для управления перспективными искажениями
PC-объективы (perspective control – управление перспективой), имеющие также название T-S (Tilt-Shift – наклон/сдвиг) еще более экзотическая, особенно для 35мм, оптика. Особая конструкция таких объективов позволяет наклонить или сместить оптическую ось объектива, что дает возможность контроля перспективных искажений на снимке, возникающих из-за непараллельности плоскости пленки и снимаемого объекта. К примеру, можно выпрямить "падающие" стены зданий при съемке архитектуры с нижней точки. Кроме того, наклоняя оптическую ось объектива, можно более гибко и в гораздо больших пределах, чем при помощи диафрагмы, управлять глубиной резкости. Среди производителей 35мм фотоаппаратуры лишь Canon в настоящее время может похвастаться целой линейкой T-S объективов для байонета EF – TS-E 24 мм f/3,5 L, TS-E 45 мм f/2,8 и TS-E 90 мм f/2,8. У Nikon в линейке оптики два объектива серии PC – PC micro 85/2.8 D и PC 28/3.5, а у Pentax только один объектив – Pentax 28mm f/3.5 Shift (без возможности наклона оптической оси). Minolta вообще не выпускает для AF-байонета объективов со сдвигом или наклоном оптической оси. Среди независимых производителей оптики единственный шифт-объектив Arsat-Н 35/2.8 shift (другое его название – Мир-67Н) выпускает ПО "Арсенал" (Украина).
Софт-фокусные объективы тоже выпускаются в небольшом ассортименте. Их оптическая конструкция сделана таким образом, чтобы получить эффект "мягкого фокуса" (когда резкое изображение дополняется романтическим ореолом, скрадывающим мелкие ненужные детали). Применяется этот эффект довольно часто при съемке портретов, поэтому основная масса софт-объективов выпускается с фокусным расстоянием в "портретном" диапазоне 85-135мм, хотя есть и исключения – например широкоугольный объектив Pentax FA 28mm f/2.8 Soft. В принципе, похожий эффект "мягкого фокуса" можно получить и на любом другом подходящем объективе, установив специальный смягчающий фильтр. Однако применение софт-объективов дает фотографу ряд преимуществ. Софт-эффект на большинстве объективов можно легко и просто регулировать одним движением кольца вплоть до полного отключения (то есть возможности получить нормальное контрастное изображение). Кроме того, софт-эффект большей части специализированных объективов в гораздо меньшей мере зависит от значения диафрагмы при съемке, чем в случае применения софт-фильтров, и гораздо лучше управляем.
Еще одна категория специальных объективов, предназначенных для портретной съемки – это объективы с управляемым размытием изображения в зоне нерезкости. Отличительная особенность объективов, входящих в эту группу – возможность раздельного управления глубиной резкости основного (резкого) плана и степенью размытия нерезких заднего и переднего планов. Применяя объективы с управляемой дефокусировкой вместо традиционных портретных объективов, можно не искать опытным путем компромисс между глубиной резкости и степенью размытости заднего плана, а получить, как говорится, "все и сразу". Основные представители этого класса – объективы Minolta STF 135mm f/2.8 [T/4.5], Nikkor AF DC 105 мм f/2D и Nikkor AF DC 135 мм f/2D.
Макро-объективы, как следует из их названия, предназначены для макросъемки, то есть фотографирования в крупном масштабе. Обычно макрообъективы предполагают съемку в масштабе 1:1 (реже – 1:2) и мельче. Термин "масштаб изображения" означает соотношение изображения объекта на пленке с его реальными размерами. К примеру, при масштабе 1:1 (произносится как "один к одному") размеры объекта съемки и его изображения на пленке будут одного размера, а при масштабе 1:4 ("один к четырем") – изображение будет иметь размер в четыре раза меньше объекта съемки. При съемке в крупном масштабе у обычных объективов, не предназначенных специально для макросъемки, резкость ухудшается как по центру изображения, так и, особенно, по краям. Поэтому макрообъективы отличаются не только более коротким минимальным расстоянием фокусировки, но и гораздо более сложной оптической конструкцией, а также - меньшей светосилой, чем у обычных объективов такого же фокусного расстояния. В конструкции современных макрообъективов для поддержания высокой резкости (одного из главных параметров макро-объектива!) во всем диапазоне фокусировки очень часто применяются "плавающие" оптические элементы.
Наиболее распостранены макро-объективы с фокусным расстоянием 50-60мм, 90-105мм и 180-200мм. Выбор необходимого фокусного расстояния объектива при макросъемке так же, как и в случае остальной оптики, диктуется в основном требованиями удобства и правильности передачи перспективы. К примеру, макрообъектив с фокусным расстоянием 200мм чрезвычайно удобен для "фотоохоты" за бабочками, жуками и другими насекомыми. Такой объектив позволяет вести съемку в крупном масштабе с достаточно большого расстояния. "Сотка"-макро незаменима для каталожной съемки мелких предметов. Ну а с 50мм макрообъективом весьма удобно, например, заниматься репродукцией.
Кроме привычных уже макро-объективов, некоторые фирмы также предлагают и нестандартные решения в области оптики для макросъемки. К примеру, Nikon выпускает макро-объектив с переменным фокусным расстоянием AF Micro Nikkor 70-180/4,5-5,6 D ED, обеспечивающий максимальный масштаб съемки 1:1,32 (с насадочной линзой № 6Т возможна съемка в масштабе до 1:1). Canon и Minolta предлагают оптику для съемки в масштабах еще крупнее, чем 1:1. Это объективы Canon MP-E 65 мм f/2,8 1-5x Macro (максимальный масштаб съемки 5:1) и Minolta AF Macro Zoom 3x-1x f/1.7-2.8 (максимальный масштаб съемки 3:1).
Приставку "macro" можно увидеть и в названии некоторых зум-объективов и фиксфокалов общего назначения (особенно – производства "независимых" фирм). Обычно надпись "макро" пояляется у объектива, если он позволяет фотографировать в масштабе 1:4 или крупнее. В любительской съемке макро-возможности объектива часто весьма востребованы. Конечно, такие объективы не дают того же качества изображения, что и специализированные макрообъективы, спроектированные для макросъемки. Поэтому, если вы серьезно занимаетесь съемкой в крупном масштабе, то без настоящего макрообъектива вам не обойтись.
Зеркально-линзовые объективы известны многим по отечественным "бочонкам" типа МТО, ЗМ и Рубинар. В конструкцию зеркально-линзового объектива входят два сферических зеркала, благодаря чему свет перед попаданием на пленку проходит через объектив три раза. Соответственно, такие объективы получаются весьма компактными, хотя и имеют ряд недостатков в сравнении с традиционными схемами. К примеру, задиафрагмировать зеркально-линзовый объектив нельзя, поэтому управление экспозицией можно производить только за счет подбора выдержки. Зеркально-линзовые объективы имеют достаточно специфический характер размытия контуров объектов, попавших в зону нерезкости – на фотографии они воспроизводятся в виде характерных "бубликов". Сейчас зеркальные объективы достаточно редки, хотя и присутствуют в линейках оптики некоторых фирм. Существует даже зеркальный зум-объектив Pentax Reflex 400-600mm f/8-12. Зеркально-линзовые объективы также относительно недороги. Поэтому они представляют собой экономный вариант получить эффект сверхтелевика, особенно если использовать еще и телеконвертер.
Телеконвертер
Телеконвертером (или экстендером) называется оптическая конструкция, не являющаяся собственно объективом. Телеконвертер не может самостоятельно построить на пленке никакого изображения, поскольку имеет отрицательную оптическую силу (то есть не собирает лучи, как все объективы, а наоборот – рассеивает). Однако, если телеконвертер установить между объективом и аппаратом (для этого он имеет соответствующие байонетные или резьбовые крепления с обеих сторон), то линзы телеконвертера "вырежут" центральную часть поля изображения объектива, и "растянут" его на весь кадр. В результате получится составной телеобъектив, имеющий фокусное расстояние больше, а светосилу – меньше, чем при использовании этого же объектива без конвертера. Коэффициент увеличения фокусного расстояния при помощи телеконвертера называется кратностью последнего. Наиболее распостранены 1.4х и 2х конвертеры. Относительное отверстие составного телеобъектива падает пропорционально кратности конвертера, то есть объектив 200/2.8 с 1.4х телеконвертером будет иметь характеристики 280/4, а при использовании 2х конвертера – 400/5.6. Минимальное расстояние наводки на резкость при использовании телеконвертера не изменяется.
Один из необычных вариантов телеконвертера – автофокусный Pentax AF Adapter 1.7х. Этот адаптер не только работает как 1.7х телеконвертер, но и позволяет воспользоваться автофокусировкой при установке неавтофокусной оптики. Автофокусировка (точнее – подфокусировка) в этом случае осуществляется перемещением оптических компонентов самого адаптера.
Профессиональные телеконвертеры предназначены для использования всего с несколькими профессиональными длиннофокусными объективами и зумами. В этом случае они рассчитываются, исходя из параметров объектива, как единая оптическая система. Поэтому профессиональные телеконвертеры не вызывают ухудшения резкости и контрастности такой "связки". Относительно недорогие телеконвертеры от Sigma, Tamron, Vivitar, Soligor или Kenko, не имеющие такой строгой "специализации", обычно вызывают более или менее заметное падение резкости составного объектива.
Маркировка объектива
Кроме названия, на оправе объектива принято указывать и основные его параметры (в первую очередь – фокусное расстояние и относительное отверстие). Надпись "Minolta AF 24mm 1:2.8 (22)" говорит, что это объектив с фокусным расстоянием 24мм, относительным отверстием 1:2.8 (минимальная диафрагма – 22), предназначенный для использования на автофокусных аппаратах Minolta.
Также весьма часто на оправе объективов указывается масса дополнительной информации – например диаметр присоединительной резьбы для светофильтров, тип фокусировочного двигателя, номер модификации, наличие в оптической схеме асферических и низкодисперсных элементов, и так далее. Каждый производитель придерживается своих стандартов в маркировке объективов, поэтому более детально о применяемых при этом обозначениях мы расскажем ниже.
Слухи, страхи и домыслы
Отдельную главу нашей статьи мы решили посвятить некоторым распостраненным слухам, суждениям и заблуждениям относительно выбора и использования оптики.
Весьма распостранены варианты высказываний, что, к примеру, вся оптика фирмы "A" позволяет получать более резкое и жесткое изображение, а фирмы "B" – наоборот, оптика мягкая и пластичная. Или что у "C" – объективы контрастнее всех остальных, а у "D" - отличаются особой сочностью цветов. Есть даже радикальные мнения, что оптика "X" однозначно лучше, чем оптика "Y", не говоря уже о "Z", которая – вообще полное дерьмо.
Что-ж, безусловно, оптика каждой фирмы имеет какие-то свои особенности. Но их еще надо уметь увидеть, поскольку они вовсе не столь явны и заметны, как это принято считать. Да и линейка оптики каждого из производителей – это совсем не палка колбасы, от которой можно отрезать кусок поменьше или побольше, по вкусу не отличающихся друг от друга. Каждая модель объектива по-своему индивидуальна и разрабатывается независимо от других объективов в линейке. Поэтому у каждой фирмы есть объективы разные – более или менее контрастные, более или менее резкие, имеющие разный рисунок, разный характер изображения при больших увеличениях, и так далее. Часто даже отличия между разными объективами одного производителя могут быть значительно заметнее, чем между объективами одного класса разных фирм. Следовательно, если вас перестал устраивать по качеству изображения какой-нибудь недорогой зум-объектив, который шел в наборе с фотоаппаратом, то менять систему нет никакого смысла – чаще всего эффективнее купить более дорогой объектив того же производителя.
Не нужно забывать и еще несколько фактов. Один и тот же объектив может давать совершенно разное изображение при разных диафрагмах, при разном увеличении фотографий, при разном по характеру освещении, на разных сюжетах и при использовании разных пленок. А ведь к этому списку стоит прибавить еще и минилабораторию, где обрабатывается пленка и печатаются фотографии. В итоге получается, что испортить изображение можно на любом этапе процесса. И чаще всего "виновником" некачественного изображения оказывается не объектив. Поэтому прежде, чем искать замену уже имеющейся оптике, стоит попробовать оптимизировать другие компоненты процесса – подобрать более подходящую пленку, место ее проявки и печати. Также стоит изучить поведение объектива при разных значениях диафрагмы и на разных фокусных расстояниях. И лишь после того, как его поведение изучено, что называется, "от и до", можно принимать решение о замене оптики.
"Настоящий объектив (да и аппарат – тоже) должен быть сделан из стекла и металла, а пластик – материал для вещей одноразовых, дешевых, недолговечных и неполноценных". Весь предыдущий опыт большинства из нас не относит пластик к материалам, из которых можно делать долговечные, прочные и надежные изделия точной механики. Однако, если взглянуть на эту проблему объективно, без предрассудков, то все становится не так уж страшно. Материалы, из которых сделаны одноразовые вилки-ложки и упаковочные кульки, имеют мало общего с поликарбонатными композитами, применяемыми при изготовлении оправ объективов и корпусов фотоаппаратов. Поликарбонаты – это износостойкие полимеры с большим запасом прочности и высокой стабильностью. Эти материалы широко применяются в конструкциях, подвергающихся куда более высоким нагрузкам – горнолыжных креплениях, например, или болидах Формулы-1. К тому же поликарбонатные материалы весьма технологичны – из них можно изготавливать детали достаточно сложной формы литьем, избегая окончательной механической обработки. Благодаря использованию таких материалов конструкторы получили возможность изготавливать корпуса аппаратов и объективов из меньшего количества деталей, что благоприятно сказалось не только на их весе и размерах, но и на стоимости. Отдельно хотелось бы отметить поликарбонатный байонет, применяемый вместо металлического на недорогих и легких объективах "бюджетных" серий. Прочность у этого узла весьма велика, и реально поликарбонатный байонет может быть поврежден лишь в случаях серьезных перегрузок – например неудачного падения аппарата с надетым объективом с высоты метр-полтора. Однако он, ломаясь, предотвращает значительно менее приятные последствия. Ведь погнутые или сломанные детали корпуса аппарата (объектива) чаще всего приводят последние на свалку. В этом случае сломанный пластмассовый байонет можно рассматривать как своего рода предохранитель, спасающий от более значительных и дорогостоящих повреждений. Тем более что замена его в сервис-центре не составляет большого труда, занимает минимум времени и обходится недорого. Но чаще всего поликарбонатный байонет объектива/аппарата верой и правдой служит хозяину много лет, не вызывая никаких нареканий.
"Чем мех дороже, тем он лучше". Более дорогой объектив, как правило, дает и более качественное изображение. Однако это – лишь общее правило, и надо уметь его правильно истолковывать. Разработка и производство оптики – это серьезный и прибыльный бизнес, требующий больших материальных вложений в проведение различных исследований и испытаний. Поэтому явно недорогой объектив с "выдающимися" характеристиками (например высокой светосилой и большим размахом фокусных расстояний) скорее всего не будет давать достаточно качественного изображения – вполне возможно, что столь низкой ценой он обязан минимизации затрат при его разработке (а иногда – и при производстве тоже).
Впрочем, более высокая цена одного объектива в сравнении с другим может быть обусловлена не только более высоким качеством изображения, а и другими факторами – большим удобством, большей светосилой, большим размахом фокусных расстояний (особенно – в широкоугольную область) и так далее. К примеру, объективы 28-80 и 28-200 одного производителя, имеющие примерно одинаковую светосилу, отличаются по цене в несколько раз. При этом качество изображения более дешевого 28-80 не только не хуже, а зачастую – даже лучше, чем у более дорогого 28-200. Поэтому при выборе оптики полезно не просто сравнивать цены, а еще и оценивать их адекватность параметрам объектива.
С другой стороны – высокое оптическое качество объектива ценно не само по себе. Даже самый дорогой и качественный объектив даст ожидаемое улучшение качества фотографий только в комплексе с высококачественной печатью, хорошей пленкой и опытным фотографом.
"Объективы с асферическими линзами лучше, чем объективы без них". Как известно, использование асферики позволяет улучшить резкость объективов (в основном светосильных и широкоугольных) при работе на открытых диафрагмах, а также уменьшить количество линз, из которых состоит объектив. Поэтому большинство ведущих производителей оптики уже многие годы используют при разработке объективов асферические линзы, сделанные по самым различным технологиям, зачастую - не афишируя эти особенности их оптической конструкции. Но само по себе наличие асферических линз не является гарантией высокого оптического качества объектива. Поэтому главное при выборе – не считать количество асферических поверхностей и линз из низкодисперсного стекла, а смотреть на конечный результат – на качество изображения. К слову, о технологиях создания асферических поверхностей линз. Первые объективы с асферикой (например – Canon FD 55/1.2 AL) были чрезвычайно дорогими в первую очередь из-за использования в их конструкции цельношлифованных асферических линз. Эта технология очень трудоемка и дорога – практически все операции по шлифовке линз и контролю параметров производились вручную рабочими высочайшей квалификации. Сейчас с использованием цельношлифованных асферических линз производятся лишь самые дорогие профессиональные объективы . Для массового производства применяются значительно менее дорогие технологии – литая асферика (molded glass aspherical element – высокоточная отливка асферических линз из стекла в специальные металлические формы), и гибридная асферика (compound aspherical element – тончайшая асферическая наклейка из оптического пластика на обычную стеклянную сферическую линзу). При этом последняя технология нередко вызывает суеверное недоверие. Однако оно основано не на реальных фактах выхода объективов из строя, а на ассоциациях с пластиковыми линзами объективов дешевых "мыльниц", которые и мутнеют быстро, и царапаются легко, а поэтому – служат недолго. В современных объективах асферические поверхности, изготовленные по гибридной технологии, располагаются на внутренних оптических компонентах, так что повредить их практически невозможно. Оптический пластик – материал достаточно устойчивый и долговечный, тем более – в таких "тепличных" условиях. На асферические поверхности так же, как и на остальные линзы, обязательно наносится ахроматическое многослойное просветление. Поэтому долговечность и высокие оптические характеристики качественных объективов, сделанных с применением гибридной асферики, сомнений не должны вызывать. Тем более что эта технология, пройдя вполне достойное испытание временем (один из первых массовых зумов с гибридной асферикой Minolta AF 35-70/4 был выпущен более 15лет назад!), применяется сейчас при создании не только бюджетных, но и достаточно дорогих качественных объективов (например – Minolta AF 24-85/3.5-4.5).
"Широкоугольный объектив имеет большую глубину резкости, а длиннофокусный – меньшую". Если в формулу рассчета глубины резкости ввести масштаб изображения (отношение размеров изображения объекта на пленке к его реальным размерам), то оказывается, что глубина резкости зависит только от масштаба изображения, диафрагмы и кружка рассеяния, и не зависит от фокусного расстояния объектива. Формально получается, что при одинаковом масштабе изображения глубина резкости будет идентична при съемке любым объективом – и длиннофокусным, и широкоугольным.
Однако, вводя величину "глубина резкости", мы делаем слишком много допущений, в первую очередь – допущение того, что резкость есть понятие бинарное - либо резко, либо нерезко, независимо от других условий. Hо такая постановка вопроса возможна в двухмерном (плоском) пространстве. Если построить более точную модель, описывающую восприятие резкости/нерезкости реальных трехмерных объектов, то это будет намного более сложная формула. К тому же мы ведь фотографию не линейкой смотрим. В процессе восприятия изображений основную роль играет мозг человека, который распознает знакомые ему предметы не только по резкой и четкой картинке, но даже – по отдельным фрагментам или контурам, "домысливая" недостающую информацию. Поэтому знакомое лицо человека мы узнаем даже в том случае, когда на фотографии оно изображено слегка смазанным или размытым. Самый простой пример этому – размытие фона при съемке длиннофокусным и широкоугольным объективами имеет разный характер совсем не потому, что где-то глубина резкости больше, а где-то меньше. Просто широкоугольник чаще всего применяется для съемки в гораздо меньшем масштабе, чем объектив диннофокусный. К тому же, даже при одинаковом масштабе изображения переднего плана, длиннофокусный объектив изображает задний план в гораздо более крупном масштабе, чем широкоугольный. Поэтому задний план на фотографии, снятой длиннофокусным объективом, оказывается менее узнаваемым, а поэтому – воспринимается менее резким. И наоборот - широкоугольный объектив кажется имеющим большую глубину резкости.
Производители оптики
Наиболее массовыми из автофокусных 35мм зеркалок исторически являются изделия "большой японской пятерки" – фирм Canon, Minolta, Nikon, Olympus и Pentax. Впрочем, AF-зеркалки Olympus серии IS, выпускаемые сейчас, имеют свою особенность – их зум-объективы (к слову – имеющие весьма высокое качество изображения) жестко встроены в конструкцию аппарата, а поэтому – наша статья не про них.
Понятно, что оставшимися четырьмя фирмами Canon, Minolta, Nikon и Pentax не исчерпывается класс 35мм автофокусных зеркальных фотоаппаратов, не говоря о том, что еще есть и неавтофокусные системы. К примеру, среди автофокусной аппаратуры динамично развиваются системы Contax N и Sigma SA. Не собираются пока уходить с рынка и ныне здравствующие неавтофокусные системы – например Contax/Yashica, Leica R, Minolta MD и так далее, включая неавтофокусную аппаратуру Nikon и Pentax. Тем не менее, рассматривая тему сменной оптики , мы будем больше всего внимания обращать именно на объективы для автофокусных зеркальных аппаратов "большой четверки" - Canon, Minolta, Nikon и Pentax. Объединяет фотоаппараты и оптику этих фирм не только достаточно большая распостраненность и популярность, но и близкие подходы в разделении всей массы выпускаемых объективов на несколько категорий по стоимости и предназначению. Хотя, конечно, оптика каждой из фирм имеет не только свои особенности, но и уникальные технические решения, о которых мы обязательно расскажем ниже. К тому же и независимые производители именно на эти четыре системы обращают максимум внимания, дополняя и без того весьма обширный список оптики и аксессуаров к ним. К сожалению, многочисленность предложений при выборе оптики порождает чаще всего растерянность. Не будь столь большого выбора - было бы, пожалуй, проще...
Хотя иметь выбор – это все-таки замечательно!
"Родная" оптика
Большинство фирм, выпускающих фотоаппараты, не рассчитывают, что оптику к ним сделает кто-то другой, а занимаются этим сами. Исключений из этого правила весьма мало. К примеру, компания Victor Hasselblad AB, выпускающая среднеформатные фотоаппараты Hasselblad, разработкой и выпуском собственной оптики не занимается, а снабжает свои аппараты объективами, изготовленными Carl Zeiss (для новой автофокусной зеркалки Hasselblad оптику уже будет производить Fuji). Но это исключение лишь подтверждает общее правило. Даже после беглого знакомства с таблицами "родной" (то есть одноименной с аппаратом) оптики, нельзя не заметить, что у каждого из представителей "большой четверки" объективов достаточно много. Причем в линейках объективов каждой из фирм вырисовывается заметное деление оптики на несколько "классов" в зависимости от конструкции и цены. Эти классы получили названия "бюджетной" серии (самые недорогие объективы), оптики "среднего класса" и "профессиональной" оптики.
Бюджетная оптика
Самые недорогие объективы, обычно имеющие облегченную конструкцию, поликарбонатный байонет и невысокую цену, принято именовать оптикой "начального уровня", или "бюджетными" объективами. Зум-объективы "бюджетной" серии характерны невысокой (в диапазоне f/3,5 – f/5,6) светосилой, как правило изменяющейся в зависимости от фокусного рсстояния. Кроме того, объективы "бюджетного" класса объединяют и общие подходы в оснащении. Обычно "бюджетные" объективы, в отличие от более дорогих, приспособлены в основном для работы в режиме автофокусировки. Кольцо ручной фокусировки на таких объективах отличается небольшими размерами и не предполагает больших удобств в использовании. Передний компонент бюджетных зум-объективов чаще всего вращается при наводке на резкость, что не дает возможность применять эффективные "лепестковые" бленды, затрудняет использование поляризационных и градиентных светофильтров. Шкала расстояний и глубины резкости на них, как правило, отсутствует.
"Бюджетные" объективы реально рассчитаны для соответствия своих параметров цены и надежности камерам начального "любительского" класса, с которыми они часто продаются в виде уже скомплектованного набора. При любительском режиме использования (съемка максимум 1-2 роликов пленки в неделю, нечастая смена объективов, отсутствие больших механических перегрузок и экстремальных условий эксплуатации) объективы "любительского" класса весьма долговечны и надежны. А вот подвергать оптику и аппаратуру любительского класса профессиональным нагрузкам не стоит – она на это не рассчитана, и может прослужить в таком режиме недолго.
Оптика "начального уровня" полностью оправдывает свое название. В любом случае "бюджетный" объектив – это отличное начало. Это – покупка за небольшие деньги возможности пользоваться сменной оптикой достаточно широкого диапазона. Это возможность приобрести самый ценный – свой собственный – опыт применения объективов с разным фокусным расстоянием и светосилой, понять свои потребности, выработать критерии оценки изображения. К тому же, "бюджетность" оптики начального уровня заключается в первую очередь в невысокой цене объективов. Поэтому этот класс сейчас представляют в основном зум-объективы типа 28-80/3.5-5.6 и 75-300/4.5-5.6, а также – недорогие "полтинники" типа 50/1.8.
Средний класс
Средний класс оптики уже оснащен на порядок лучше "бюджетников" и гораздо удобнее в использовании. К примеру, кольцо ручной фокусировки зумов среднего класса имеет более удобную форму и не имеет жесткой связи с оправой переднего компонента объектива, значительно смещающегося как при наводке на резкость, так и при изменении фокусного расстояния. Наличие шкалы расстояний позволяет лучше и с большим комфортом осуществлять ручную фокусировку. Конструктив объективов среднего класса заметно более крепкий, надежный и внушающий доверие, чем у "бюджетников", а применение металлического байонета – норма. В конструкции зум-объективов среднего класса весьма часто применяется внутренняя фокусировка, что позволяет значительно увеличить скорость наводки на резкость, а также дает возможность применения эффективных "крестоцветных" бленд, поляризующих и оттененных фильтров. Кольцевой ультразвуковой фокусировочный мотор (ring-USM) зумов среднего класса производства Canon в отличие от решений, применяемых в бюджетной оптике (DC micromotor и micro-USM), позволяет не только увеличить скорость, улучшить динамику фокусировки и снизить шум при этом, но и дает возможность ручной фокусировки объектива в любой момент (FTM – full time manual). Автоматически включаемое при переключении в режим MF кольцо ручной фокусировки объективов среднего класса серии D от Minolta также способствует большему удобству работы с ними. Оптические характеристики оптики среднего класса чаще всего отличаются в лучшую сторону в сравнении с оптикой "бюджетной". Диапазон изменения фокусного расстояния при зумировании у них обычно больше, а падение светосилы при зумировании – меньше. Ассортимент оптики среднего класса у всех фирм "большой четверки" самый широкий, а "покрываемый" этими объективами диапазон фокусных расстояний – значительно больше "бюджетного", особенно в "широкоугольную" сторону. В общем – все хорошо, но цена такой оптики уже значительно выше, чем у "бюджетной".
Профессиональная серия
Объективы, имеющие самую большую светосилу, самую крепкую и надежную конструкцию, а также отличающиеся самым высоким качеством изображения, принято относить к оптике профессионального класса. Понятно, что такие объективы выделяются из общей массы и весьма высокой ценой. В настоящее время у всех производителей "большой четверки" профессиональная линия оптики оформлена достаточно четко. В первую очередь – это набор светосильных телеобъективов, которые в большом количестве можно увидеть у фоторепортеров, специализирующихся на съемке спортивных соревнований. В эту группу также входят светосильные и сверхсветосильные объективы с меньшими фокусными расстояниями, "экстремальные" широкоугольники. Весьма любимы и применяемы многими фотографами-профессионалами зум-объективы типа 17-35/2.8, 28-70/2.8 и 70-200/2.8. Эти зумы чаще всего иллюстрируют бескомпромиссность их создателей в отношении оптического и механического качества объективов. Оптическое качество их чрезвычайно высоко, а крепкая и надежная конструкция не вызывает никаких сомнений в прочности и долговечности. А еще оптика профессионального класса отличается весьма внушительным весом, поскольку и большие размеры (связанные, например, с большой светосилой, а следовательно – и с большими тяжелыми линзами), и прочная, надежная прецезионная конструкция требует применения массивных корпусных деталей из металлических сплавов. Но профессиональная работа связана с интенсивными нагрузками для аппаратуры, поэтому фотографы-профессионалы с пониманием относятся к "тасканию тяжестей", тем более что оптика – обычно не самый тяжелый компонент профессионального комплекта оборудования.
Оптика "независимых" производителей
Помимо объективов фирм-производителей фотоаппаратов ("родных", как их чаще всего называют), существует масса других вариантов.
Довольна большая группа фирм, специализированно выпускающих оптику для камер других производителей, получила название "независимых производителей". Из независимых производителей сменной оптики для автофокусных зеркалок "большой четверки" наиболее известны японские фирмы Sigma (Sigma corporation), Tokina (концерн THK, Tokina Co., Ltd) и Tamron (Tamron Co., Ltd). Также нередко встречаются в продаже любительские изделия фирмы Cosina (в нашей стране они представлены торговыми марками Soligor и Vivitar). Оптика независимых производителей привлекает покупателей по разным причинам: когда более низкой ценой в сравнении с "родными" объективами, когда более широким диапазоном фокусных расстояний или большей светосилой, а когда тем, что аналогичного объектива среди "родных" попросту не выпускается (например циркулярный fish-eye). В ряде случаев "чашу весов" при выборе объектива перевешивают в сторону оптики независимых производителей даже такие факторы, как наличие на объективе шкалы расстояний, металлического байонета или комплектация блендой. Благодаря усилиям независимых производителей, рынок сменной оптики становится все шире и шире, насыщается не только стандартными вариантами объективов типа 28-80/3.5-5.6 или 70-300/4-5.6, но и самыми разными экстремальными – например суперзумами типа 24-200, 28-300 или 50-500. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что одно из главных внешних отличий таких объективов в сравнении с "родными" – это меньшая стоимость при большей, как правило, светосиле, большем размахе фокусных расстояний или лучшим значением других потребительских параметров, по крайней мере – внешне. Идея покупки сменной оптики независимых производителей иногда не только не лишена смысла, а может явиться даже оптимальным вариантом. Все зависит от того, что вы ждете от объектива, на чем планируете сэкономить, какие возможности приобрести. В любом случае качество даже недорогой оптики независимых производителей достаточно неплохое и относительно стабильное.
Если вы снимаете в среднем одну-две пленки в месяц, проявляете ее в ближайшем минилабе и печатаете там же фотографии форматом 10х15, не выдвигаете при этом каких-то особенных претензий к качеству, то практически любой объектив любого производителя, подходящий по диапазону фокусных расстояний, светосиле и цене, будет для вас беспроигрышным вариантом. Фотографии в вашем семейном альбоме, независимо от марки выбранного таким образом объектива, будут четкими и яркими.
Более тщательно следует подходить к выбору оптики, если ваши требования простираются гораздо дальше фотографий 10х15 в семейном альбоме. Уже на минилабных отпечатках формата 20х30 или 30х40 разница в резкости изображения разных объективов хорошо заметна.
Ну а когда речь идет о съемке на профессиональные пленки, ручной печати в профессиональной лаборатории фотографий форматом 20х30 и более, то качество изображения некоторых недорогих любительских зум-объективов (особенно – "третьих" фирм) хочется уже оценить максимум на "три с минусом". И это вполне логично. Ведь фотография (если заниматься ей хоть сколько-нибудь серьезно) – увлечение не только очень интересное. Это еще и достаточно дорогостоящее увлечение – разработка и производство высококачественной фотографической оптики – занятие недешевое, то же касается и фотоматериалов, и остального фотографического оборудования. И каждое небольшое приращение качества оптики вызывает значительное увеличение ее стоимости. Очень хороша идея покупать самую качественную (и, как правило, дорогую) оптику, какую вы сможете себе позволить.
Совместимость
Более высокая цена "родной" оптики в сравнении с аналогичными изделиями "третьих" производителей имеет еще один резон. Фирма-производитель гарантирует полную совместимость "родных" объективов с соответствующими аппаратами. Это значит, что при эксплуатации аппарат с таким объективом будет корректно отрабатывать не только основные режимы (фокусировку и закрытие отверстия диафрагмы до соответствующего значения), но и "продвинутые" режимы типа 3D, ADI и так далее.
Независимые производители такой совместимости гарантировать обычно не могут, хотя внешние проявления каких-то проблем встречаются нечасто. Этот вид несовместимости – самый неприятный. Современные цифровые системы обмена информацией между автофокусной камерой и объективом, оказались "твердым орешком" для независимых производителей сменной оптики. Над воссозданием алгоритмов обмена (которые разработчики фотоаппаратуры не стали делать достоянием общественности), каждый из независимых производителей трудился по-своему, поэтому и результаты в каждом случае получились различные. Малейшие ошибки в объеме и протоколе обмена информацией могут приводить не только к неточностям и сбоям в работе аппарата, но иногда даже – и к его блокировке. Случаи полной несовместимости, конечно, довольно редки, но их возможность необходимо учитывать. К примеру, несколько ранее выпущенных моделей объективов Sigma "отказались" работать с аппаратами Canon EOS 30/33 и Minolta Dynax 7, хотя с другими аппаратами этих фирм проблем не было. Так что, если вы покупаете оптику независимого производителя, необходимо себя сразу приучить к мысли, что полной совместимости объектива с АФ камерой, особенно сложной, может и не быть. Хотя сейчас все это уже не так фатально. К примеру, компания Sigma через сертифицированный сервис-центр фирмы Фото.Ру производит модификацию электронной части своих объективов, если те оказались несовместимыми с новыми моделями аппаратов.
Остальные варианты проблем с полной совместимостью уже не связываются исключительно с оптикой независимых производителей. Самый очевидный из них – несовместимость механическая. У каждой системы фотоаппаратов свой собственный вариант байонетного крепления объектива. Объектив Canon нельзя поставить на аппарат Nikon и наоборот. Кроме того, Canon и Minolta при создании автофокусных систем полностью сменили тип байонета. Поэтому объективы с ручной фокусировкой Canon FD и Minolta MD несовместимы с автофокусными аппаратами Canon EOS и Minolta AF. То есть, конечно, различными фирмами (особенно за рубежом) выпускается изрядное количество всевозможных переходников с одного байонета на другой. Но они обеспечивают лишь возможность механически укрепить объектив на аппарате. При этом автоматика любого рода (вплоть до автоматического закрывания диафрагмы в момент срабатывания затвора) теряется, а частенько – теряется и возможность воспользоваться экспонометром. Не говоря уже о том, что часть аппаратов могут просто заблокироваться, если вместо них надеть "что-то", что они не опознают как подходящий объектив.
Еще один вариант – функциональная несовместимость. Этот вариант менее очевиден, однако все фирмы-производители о нем хоть и ненавязчиво, но честно предупреждают. Выражается эта неприятность в отсутствии полной функциональной совместимости оптики для аппаратов разных поколений, использующих разные модификации формально одного и того же байонета. В этом случае объектив без проблем ставится на аппарат, однако либо работает неправильно, либо вообще отказывается работать. Примерами функциональной несовместимости могут служить, например, объективы Nikkor и аппараты Nikon разных поколений выпуска. Механика байонета Nikon F за всю его историю существования не была изменена. Поэтому любой объектив Nikkor можно установить на любой аппарат Nikon. Однако, установив на современный аппарат Nikon F80 неавтофокусный объектив, мы лишаемся не только автофокуса, матричного замера и других современных "вкусностей". Не будет работать даже экспонометр. А объективом серии G, не имеющем кольца диафрагмы и предназначенном дла работы на том же F80, нельзя реально воспользоваться не только на "ручных" камерах, но даже и на автофокусных камерах предыдущей линейки – ручной режим и приоритет диафрагмы будут недоступны. И вариантов таких встречается немало. Однако все подобные проявления функциональной несовместимости весьма тщательно исследуются фирмами-производителями и детально описываются в инструкциях. В статьях нашего каталога, посвященных описанию систем зеркальных фотоаппаратов, этой проблеме мы также уделяем немало внимания.
Аксессуары для объективов
Бленды используются для отсечения боковых лучей света, которые не участвуют в процессе создания изображения, а лишь вносят помехи и паразитные засветки. Бленда крепится на объективе чаще всего с помощью специального байонетного крепления, или вкручивается в резьбу (как светофильтр). Бывают также объективы со встроенными блендами. В случае байонетного крепления бленда подходит только "фирменная", что не исключает, конечно, использование резьбовой бленды от независимого производителя аксессуаров. Если вы самостоятельно подбираете к своему объективу резьбовую бленду, то надо знать ее основные параметры – диаметр резьбы крепления и максимальный угол зрения объектива, на который эта бленда рассчитана. Неправильно подобранная бленда может отрезать часть световых лучей, строящих изображение, а следовательно – привести к виньетированию (затемнению) краев кадра. Пример такоего варианта – использование глубокой бленды от "полтинника" на широкоугольном объективе или зуме. Бленда – это единственная принадлежность для объектива, которая никогда не приводит к ухудшению изображения. В ряде случаев она даже может существенно улучшить изображение, например в случае попадания в объектив косых лучей солнца, не принимающих участия в построении полезного изображения. Помимо этого бленда обеспечивает механическую защиту передней линзы объектива от повреждений и загрязнений.
Защитные фильтры
Для защиты объектива от повреждений и загрязнений служит защитный фильтр (маркировка на оправе "protect" или "neutral/clear"). Такой фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Главное назначение защитного фильтра - оберегать от неблагоприятных воздействий окружающей среды (например пыли, капель влаги), а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива. В качестве защитного фильтра можно, не снимая с объектива, применять ультрафиолетовый фильтр и даже скайлайт. К оптическому качеству фильтра, постоянно одетого на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, ведь фильтр невысокого качества способен вызвать значительное ухудшение изображения, в первую очередь - уменьшение резкости и падение контраста. Поэтому в роли фильтра постоянного ношения желательно применять только самые высококачественные светофильтры с мультипросветлением, которые не вызовут сколько-нибудь заметного падения резкости даже при съемке со штатива, не говоря уже про съемку с рук. Более подробно о применении светофильтров в фотосъемке можно прочитать в статье "Фильтруй, и все получится!" (каталог "Потребитель. Фототехника и видеокамеры" №11/2001).
Уход за оптикой
С объективами следует обращаться осторожно и аккуратно, ведь от состояния их линз в итоге зависит и качество получаемого изображения. Содержать их нужно в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности линз.
Очистить от незначительного количества пыли или других сухих загрязнений проще всего, сдувая их струей воздуха из груши (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например сделанной из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности объектива жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, ее прийдется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики. В состав таких наборов обычно входят флакон со специальным растворителем, не повреждающим просветляющее покрытие фильтров и объективов, специальная мягкая безворсовая ткань, подвергнутая антистатической обработке, и пачка специальной бумаги для протирки оптики. При небольшом загрязнении поверхности (в первую очередь – отпечатками пальцев) оптимально использовать протирочную бумагу. Протирать объектив листком такой бумаги нужно аккуратно, без сильного нажима, круговыми движениями. Протирочная бумага – вещь одноразовая, поэтому использованные листки бумаги хранить не нужно, повторно применять их нельзя. В самых "клинических" случаях очистку поверхности объектива лучше проводить в несколько этапов. Наиболее сильные загрязнения (особенно жирового характера – те же отпечатки пальцев) есть смысл для начала обработать протирочной бумагой. Затем слегка влажной от смачивания в растворителе тканью смыть загрязнения спиральными движениями от краев к центру, а потом другим (чистым и сухим) участком ткани - вытереть поверхность линзы спиральными движениями от центра к краям светофильтра. При необходимости этот цикл операций прийдется повторить еще раз. Влажная чистка оптических поверхностей объектива – операция достаточно сложная, требующая опыта и применения только специально предназначенных для этого средств. Категорически не допускается использование бытовых или промышленных растворителей, сажи, "влажных" тканевых и замшевых салфеток для протирки очков, равно как и иных предметов и веществ, могущих привести к повреждению просветляющего покрытия объектива, материала и покрытия оправы, целостности склееных оптических элементов и иным прискорбным последствиям.
В случае малейших сомнений или неуверенности в своих силах, мы рекомендуем доверить операцию по очистке загрязненного объектива квалифицированным специалистам сервис-центров, обслуживающих фотоаппаратуру и оптику.
Заключение
Какой объектив самый лучший?
Какой объектив купить, чтобы он делал самые лучшие снимки?
Ответов на эти вопросы в нашей статье нет. И это сделано совершенно осознанно. Ведь, как известно, снимает не камера, а фотограф. Поэтому любой объектив, пусть даже самый лучший и дорогой, в руках начинающего неопытного фотолюбителя скорее всего не даст заметного прироста качества фотографий в сравнении с "бюджетной" оптикой. И наоборот, даже самый недорогой объектив в умелых руках опытного фотографа может дать вполне профессиональное качество изображений. Безусловно, разница в качестве объективов часто огромна! Однако удостоверьтесь, что это качество вам сейчас действительно необходимо. Для этого достаточно попробовать разные объективы – подороже и подешевле. Если вы уже обладаете достаточным опытом для того, чтобы увидеть на своих фотографиях разницу в резкости и рисунке разной оптики, то выбирайте самую лучшую, какую вы в состоянии себе позволить. Ну а если на снимках сделанных бюджетной и более дорогой оптикой, вы не замечаете явных отличий, то покупка дорогого объектива станет лишь напрасной тратой денег. В этом случае сэкономленные средства лучше потратить на пленку и печать фотографий. Ведь только так можно приобрести самое ценное для фотографа – опыт. Плохая фотография не станет лучше, если все зрители будут знать, что она снята сверхдорогим объективом. Удачная фотография совершенно не проиграет от того, что она была снята дешевым зумом. В любом случае все лавры (или шишки) достаются фотографу. Поэтому самый лучший объектив – это тот объектив, которым сняты ваши самые лучшие снимки!
Сергей Дубильер, (c) 2003,
Статья позаимствованна с сайта http://www.photoweb.ru