Простые модели
А/М не включается
На передней панели не загорается светодиод "POWER" (если есть), нет характерного щелчка в динамиках.
В данном случае логичней всего проверить цепи питания А/М в следующей последовательности: плюс питания - предохранитель - выключатель питания -переключатель радио/магнитофон - остальные схемы (блок радиоприемника, блок обработки сигналов, блок магнитофонной панели), в первую очередь проверьте предохранитель. Если он перегорел, прозвоните (относительно корпуса) на короткое замыкание элементы фильтра питания, усилитель(ли) мощность (по шине питания), фильтрующие конденсаторы блоков. Часто в А/М ставят так называемые разрывные резисторы, которые находятся между питающей сетью и потребителем больших токов (усилитель мощности, приводной мотор).
Перегорание (обугливание) данного резистора указывает на короткое замыкание в данном блоке. Также следует визуально проверить целостность электролитических конденсаторов.
Сверху у данных конденсаторов есть так называемая насечка в виде креста. Вздутие или раскрытие насечки указывает на неисправный конденсатор. Даже если А/М исправно работает, вздувшиеся конденсаторы рано или поздно себя проявят, но уже с более неприятными последствиями. Их в любом случае следует заменить.
Не следует также забывать о проверке бортовой сети автомобиля.Значительное превышение нормы напряжения в бортовой сети, а также повышенный уровень помех приводит ко многим неисправностям А/М. Здесь следует проверить в автомобиле регулятор напряжения, генератор, помехоподавляющие фильтры бортовой сети. Зачастую бывает, что при неисправностях бортовой сети даже уже отремонтированные А/М снова выходят из строя.
А/М включается, работает мотор в магнитофонной панели, светится индикация - нет звука.
Вышел из строя регулятор громкости. В этом случае достаточно отпаять выводы регулятора и прозвонить его.
Вышел из строя усилитель мощности (УМ) или разделительный конденсатор между УМ и динамическими головками, также не исключен обрыв подводящей проводки к динамической головке, обрью катушки динамика. При устранении данной неисправности следует проверить подводящие провода к динамикам, разделительный конденсатор, УМ, а также отсутствие пробоев на корпусе катушки динамической головки (см. рис.1), что перегружает УМ и приводит к выходу его из строя.
Рис. 1
В последнем случае следует поступить так: подключить омметр согласно рис.2 и, осторожно нажимая на диффузор динамика, следить, чтобы не было замыканий (О ом) между корпусом динамика и катушкой.
Рис. 2
Если не сделать данной проверки, дефект динамиков может повторно вывести из строя УМ.
В А/М нет звука в режиме "Магнитофон ".
В первую очередь проверьте наличие питающих напряжений предварительного усилителя магнитной головки и приводного мотора. Отсутствие данных напряжений указывает на неисправность переключателя "РАДИО - МАГНИТОФОН" или обрыв подводящих проводов.
Коснитесь отверткой вьюодов магнитной головки (Режим "PLAY"). Должен появиться фон переменного тока. Если данная проверка ни к чему не привела, повторите касание после выхода предварительного усилителя магнитной головки (рис.3). Соответственно фон должен быть тише и т.д. Последовательно проверить тракт прохождения НЧ-сигнала, найдите неисправный элемент. В данной ситуации чаще всего выходят из строя разделительные конденсаторы (на рис.3 показаны в виде С и С"), реже -элементы предварительного УНЧ.
Рис. 3
В последнем случае следует замерить режимы по постоянному току элементов предварительного УНЧ или произвести его подетальную проверку.
В заключение следует сказать, что такая проверка отверткой (щупом) довольно приблизительна и возможна только при запитывании А/М от сетевого блока питания. Конечно, можно использовать звуковой генератор, осциллограф и другие приборы, но мы не рассчитываем, что у пользователей радиоаппаратуры найдется хоть малая часть нужного комплекта приборов, и предлагаем минимум, который всегда есть под рукой.
Сначала нужно разобраться, что в радиоканале не работает. Здесь может быть несколько вариантов:
А/М не работает в режиме "РАДИО" ни в одном режиме.
проверьте режимы работы микросхем и блоков по постоянному току.Если, например, остановиться на А/М "FERARI", здесь следует проверить стабилитрон D2 (3,3V) и цепи потребления напряжения 3,3V (см. схему "FERARI") - это 12, 13, 14,15,16, 6-я ножки ТА2003Р. Отсутствие питания канала 3,3V после проверки D2 свидетельствует о неисправности (коротком замыкании) микросхемы радиосигнала ТА2003Р. Следует отметить, что, если D2, перегорая, стягивается в точку (короткое замыкание), очень большая вероятность, что ТА2003Р еще исправна. Если же D2, перегорая, обрывается (ножки не звонятся), то в этом случае оставьте надежды на работоспособность данной микросхемы, так как она не выдерживает повышенных напряжений. Добавим лишь, что кратковременные перенапряжения выдерживают некоторые типы микросхем: СХА1238, КА22471, ТА7640Р, ВА42342 и другие, так что TDA2003,TDA 12208 и им подобные - небольшое исключение. А вообще, во всех случаях следует руководствоваться принципиальной схемой и, если на ней не указаны режимы по постоянному току, руководствоваться методами, которые косвенно укажут на неисправный элемент.
Если же проверка по постоянному току ни к чему не привела предлагается следующая методика:
Определите (можно по структурной схеме) назначение блоков и микросхем тракта радиосигнала.
Там, где находятся ПЧ-фильтры (Зх выводные залитые пьезофильтры), на вход-выход фильтров подать сигнал ПЧ (см. рис.4) или коснитесь отверткой того же вывода
Рис. 4
Примечание. ПЧ сигнал должен подаваться с эталонного приемника с соответствующих каскадов: AM - 455 (465)кГц FM -10,7 МГц
Если Вы перевели эталонный приемник в режим FM, соответственно испытуемый также в FM. Аналогично - в режиме AM. He забудьте в режиме проверки настроить эталонный приемник на мощную радиостанцию.
Мы проверили УПЧ. Аналогично можно проверить стереодекодер (если он есть). Разница лишь в том, что эталонный сигнал нужно снять после блока УПЧ через емкость приблизительно = 0,01 мкф. При исправном УПЧ и стерео декодере отсутствие приема указывает на неисправность смесителя, гетеродина, УРЧ. Данные блоки чаще всего выполнены на 1-й микросхеме или нескольких транзисторах. Дешевле да и проще провести проверку транзисторов и замену входной микросхемы.
Для справки приведем точки подключения нескольких компонентов микросхем:
CXA1238(AM/FM тюнер + стереодекодер)
вход УПЧ - 14,13-е ножки ВА4234 (УПЧ - FM + AM тюнер)
вход УПЧ FM - 7-я ножка вход УПЧ AM - 6-я ножка вход УПЧ -11-я ножка LA1805 (УПЧ, стереодекодер)
вход УПЧ AM - 5-я ножка вход УПЧ FM - 1-я ножка ТА2003 (тюнер, УПЧ)
выход-вход УПЧ AM - 4, 7-я ножки выход-вход УПЧ FM -3,8-я ножки КА2247 (в УПЧ) вход УПЧ 10,7 МГц -1,5-я ножки
выход УПЧ - 9-я ножка.
А/М не работает в режиме AM или FM
Проверка аналогична предыдущей, важно лишь понять схемные решения разделения FM и AM. Также следует проверить работу переключателя FM/AM. Вышеприведенная методика довольно груба, но мы рассчитываем на то, что у наших читателей в руках находится в лучшем случае тестер и какой-либо аналогичный приемник. И даже в этом случае методика в большинстве случаев дает положительные решения.
Примечание. Проверка стереодекодера должна осуществляться аналогичным приемником с аналогичным декодером стереосигнала. Также следует заметить, что микросхемы, совмещающие тюнер, УПЧ и другие блоки при достаточной локализации, следует просто заменить.
Сложные модели
А/М не включается
В более простых моделях следует обратить внимание на линию: +12V; предохранитель; фильтр питания; выключатель питания. Если перегорает предохранитель, проверьте на короткое замыкание шину питания методом последовательного отсоединения фильтра питания, усилителя мощности, стабилизаторов напряжения (если есть), приводной мотор ЛПМ и другие элементы. Неисправные элементы замените. Чаще всего (по практике) выходят из строя усилитель мощности, элементы фильтра питания (электролитические конденсаторы), блокировочные конденсаторы. В более сложных моделях требуется проверка ключа STAND.BY, стабилизатора напряжения дежурного режима, микроконтроллера (короткое замыкание по питанию, отработка режима POWER) и элементов их обвязки. В остальном последовательность поиска не отличается от выявления неисправностей простейших моделей.
Проверьте, есть ли звук в режимах магнитофон или радио (и отдельно FM и AM):
а) Отсутствие звука в режиме только магнитофона указывает на неисправность предварительного каскада магнитофонной панели (касанием отвертки или генератором эти каскады легко проверить) или следует проверить переключатель (сигнал управления с микроконтроллера) включение магнитофонной панели, а также наличие питания на схемах магнитофонной панели.
б) Отсутствие звука в режиме "РАДИО" указывает на неисправность радиотракта (отдельно AM и FM или всего тракта в целом).
В этом случае следует проверить питание радиотракта (чаще всего это отдельные блоки тюнера и усилителя ПЧ), наличие сигнала управления с микроконтроллера - вкл. РАДИО или переключателя "РАДИО", исправность радиоканала (см. ремонт простейших автомагнитол).
в) Нет звука ни в одном из режимов:
- неисправен блок обработки сигналов (предварительный усилитель НЧ, AF- процессор). Генератором "прозвоните" тракты прохождения НЧ-сигнала;
- микропроцессор выдал ошибочную команду блокировки звука или неисправна линия блокировки звука;
- неисправен усилитель мощности НЧ: как правило, если "добраться" до усилителя мощности, на нем могут быть сколы, трещины и т.д., также микросхема (ы) часто греется (градусов до 100) - во всех случаях следует заменить усилитель мощности;
- неисправны элекролитические конденсаторы развязки между каскадами вплоть до динамических головок;
неисправные конденсаторы большой емкости, как правило, определяются по вздутию верхней крышки (методика поиска данной неисправности широко известна и в дополнительной информации не нуждается);
- вообще, выявление неисправностей сложных моделей достаточно трудоемкий процесс. Здесь влияет и большое разнообразие моделей, и принципов их построения, и конструктивная реализация. Описание данных неисправностей займет не одну книгу. Чтобы упростить поиск неисправ-ностей в сложных моделях мы постараемся дать возможные отказы отдельных блоков и их проявления. Ремонт блоков питания (стабилизаторов напряжения) и т.д. мы сознательно пропускаем, т.к. выявление и ремонт данных устройств проблем не вызывает.
Неисправности микроконтроллера:
а) отсутствие индикации на панели;
б) нет управления с передней панели режимами А/М;
в) сильно приглушен или отсутствует звук;
г) нет управления ЛПМ;
д) не работает "дежурный" режим;
е) в дежурном режиме остается большое потребление тока;
ж) нет запоминания характеристик станций;
з) неустойчивая работа А/М:
- "перескакивание" на другие станции; -скачкообразное изменение громкости, тембра, баланса и т.д.;
- самопроизвольное выключение А/М;
- самопроизвольное включение "ненужных" режимов; и т.д.
и) неправильные показания индикаторной панели.
В случае п. а - следует проверить исправность индикаторной панели, подачу на нее питающих/управляющих напряжений и др. Далее следует проверить исправность микроконтроллера отображения информации (МОИ) (если МОИ выполнен отдельным блоком). В противном случае замените МОИ или основной микроконтроллер, что оправданно, т.к. стоимость данных элементов несоизмеримо ниже стоимости А/М. Перед этим не забудьте проверить все напряжения питания, приходящие на микроконтроллер.
В случае п. б - следует проверить исправность кнопок управления, связь между кнопками и микроконтроллером (что чаще всего и приводит к данной неисправности) и только в последнюю очердь замените микроконтроллер (проверьте также исполнительные устройства).
В случае п. в - следует проверить линии управления от МК до исполнительных устройств. Следует также проверить исправность исполнительных устройств (AF процессор и т.д.). В противном случае замените микроконтроллер.
В случае п. г - проверьте прохождение от МК команд управления ЛПМ, если они проходят, следует искать неисправность в блоке управления ЛПМ. В противном случае замените МК.
В случае п. д - проверьте наличие питания со стабилизатора дежурного режима, команды управления дежурным режимом с МК, буферные ключи дежурного режима.
В случае п. е - выполнить п.д и проверить цепи, которые потребляют большой ток.
В случае п. ж - проверьте питание микросхемы памяти и наличие обмена управляющими сигналами между памятью и МК.
В случае п. з - следует проверить стабилизаторы питания, питающие МК.
В противном случае замените МК.
В случае п. и - замените МК, МОИ.
Неисправности блока обработки НЧ-сигналов:
а) нет управления режимами,
б) один из каналов отличен от другого (громкость и т.д.).
В случае п. а - следует заменить микросхему - приемник управления режимами.
В случае п. б - проверьте правильность работы микросхемы приемника управления режимами, замерьте амплитуду НЧ-сигналов обоих каналов на входе и выходе блока обработки сигналов. На неисправном канале найдите неисправность (буферные каскады, разделительные емкости и т.д.).
Неисправности радиоканала:
Нет приема на станции (МК исправен);
а) проверьте изменения напряжения настройки 0-15V; 0-30V на тюнере А/М. Проверьте блок питания U настройки;
б) неисправность канала АРУ;
в) проверьте правильность подачи управляющих сигналов выбора поддиапазона;
г) неисправен тюнер (проверка см. приложение);
д) неисправен тракт УПЧ (проверка см. приложение) нет стереорежима.
Неисправности усилителя мощности НЧ (УМНЧ).
Неисправности, при которых требуется замена микросхем УМНЧ:
- микросхема греется (приблизительно 100'С), большое потребление тока;
- сильные искажения звука (элементы обвязки исправны);
- большое потребление тока в режиме STAND.BY;
- тихий звук (на входы УМНЧ приходит сигнал с нормальной амплитудой; управляющий сигнал MUTE отключен);
- перегорает предохранитель питания, обугливается токоограничительный резистор питания УМНЧ.
2. Неисправности, приводящие к выходу из строя УМНЧ:
а) короткое замыкание разделительного конденсатора С и динамической головки D (рис. 5);
Рис. 5
б) повышенное напряжение питания;
в) сильные импульсные помехи от системы зажигания.
3. В остальных случаях следует проверить элементы обвязки УМНЧ ( если Вы локализовали неисправность до УМНЧ).
Источник: по материалам сайта http://www.radioradar.net
Сервисный центр "MTechnic" осуществляет профилактику, диагностику, разкодировку и ремонт автомагнитол марок: Alpine, Autosound, Becker, Blaupunkt, Clarion, Daewoo, Grundig, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Volvo, Hyundai, Prology, Sony и других производителей.
Территория охвата: ремонт автомагнитол в Москве, ремонт автомагнитол в Зеленограде, ремонт автомагнитол в Московской области (МО). Для вашего удобства работает наша курьерская служба (бесплатно), подробнее в разделе "контакты"