Автор: Павел ГОРЮШКИН - Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фототехника и видеокамеры
Позволим себе смелое предположение, что почти каждый фотограф, пройдя определенные этапы фотографического становления, приобретая знания и опыт, хочет «увидеть себя» на съемочной площадке хорошей студии. И совсем не важно, профессионал это, продвинутый любитель или вовсе начинающий — ведь у всех после первой съемки появляются неизгладимые эмоции и впечатления. Причем фотостудия, в которой первый раз оказывается фотограф, может быть как совсем маленькой, с минимальным набором оборудования, так и большим павильоном, укомплектованным всей необходимой современной техникой. После первых опытов одни навсегда влюбляются в студийную работу, другие предпочитают обходиться без нее и отдают всю душу репортажу или другим жанрам, но... Можно с уверенностью сказать, что равнодушных к студийной съемке среди фотографов практически нет. В связи с этим часто возникает много разговоров и споров, какой должна быть современная фотостудия. А есть ли возможность в наших условиях построить универсальную студию, или это утопическая идея?
Наш журнал регулярно готовит для вас, дорогой друг, статьи про фотооборудование, которое необходимо при съемках в студии или на других «площадках». Мы постоянно расширяем темы, касающиеся этого сегмента рынка, и в этом номере начинаем публиковать первое исследование — какой должна быть фотостудия для съемок людей. Безусловно, что все, о чем автор будет рассказывать, нельзя отнести к набору штампов или условностей, «выйти» из которых невозможно. В таком деле всегда существуют особенности, скорее даже субъективные и объективные причины, которые приходится учитывать при расчете и построении студии. Первые — субъективные — больше относятся к владельцу фотостудии или фотографу (личные качества и профессиональные навыки, принципы и методы работы, взгляды на фотографию и на искусство вообще). Объективные же причины — это особенности экономики вашего района или города, развитие фоторынка, платежеспособность населения и т.д. Наша цель, абстрагируясь от тех или иных ограничений, рассказать, как правильно создать и оборудовать коммерческую фотостудию, где приоритетом будет съемка людей. Все эти рекомендации написаны с учетом большого опыта работы, связанного с расчетами и построением фотостудий компанией Марко-про, а также глубокого изучения нашего рынка в этом сегменте фотоиндустрии.
Несмотря на правомерность вышесказанного, необходимо понимать и учитывать очень важное условие: построение фотостудии и выбор оборудования для нее не должны зависеть от того, как позиционирует себя фотограф. Не надо думать, что если вы начинающий фотограф (а может быть, фотолюбитель), то студия должна быть небольшой, а оборудование недорогое, да еще и ограниченного количества. Помните, что квалификация человека с фотокамерой не должна влиять ни на выбор оборудования, ни на правильный расчет его количества, ни на общую «организацию» съемочного павильона. В связи с этим мы постараемся объяснить, как надо правильно комплектовать студию в условиях нашей российской действительности. Сразу оговоримся, что в зарубежных странах, где цивилизованный рынок, развитые фотографические структуры и другое отношение к светописи вообще, принципы формирования студий несколько отличаются.
Итак, мы используем основное утверждение: построение фотостудии и выбор оборудования определяются задачами, которые необходимо решать на съемочной площадке. В нашем случае это — интенсивные коммерческие фотосъемки людей. Разнообразие таких съемок может быть самое огромное, поэтому перечислять даже основные виды не имеет большого смысла. Задача нам понятна, и мы начинаем... с выбора помещения.
РАЗМЕРЫ СЪЕМОЧНОГО ПАВИЛЬОНА
Исходя из того, что рынок недвижимости в каждом регионе нашей страны имеет свои особенности, говорить о месторасположении помещения мы не будем. А вот размеры помещения для нас играют важную роль. Первое, что необходимо сделать, это определиться с высотой потолка. Выбор оптимального расстояния от пола до потолка обуславливается вполне определенными причинами: а) объекты для съемки (в нашем случае — люди) имеют большую высоту; б) необходимо иметь возможность для размещения подвесной потолочной системы или устройств типа «журавль», а также возможность крепления кронштейнов для держателей фонов; в) комфортная работа в фотостудии, а именно удобное перемещение осветительных приборов и дополнительного оборудования. Проанализировав все это, становится ясно, что 3,7 метра — минимальная высота потолков, которая необходима в съемочном павильоне.
Поясним все это на примерах. При создании верхнего освещения необходимо иметь возможность поднимать лампы-вспышки на нужную нам высоту. Представьте себе импульсный осветитель с софт-боксом, который располагается над моделью. Расчет очень прост: рост модели плюс каблуки — в среднем это 1,8 метра. Если в студии есть подиум, это еще 20—30 см. Светящаяся поверхность (моноблок или осветительная головка с насадкой) должна быть на определенном расстоянии от головы, а если еще и высокая прическа или поднятые руки у модели, то становится ясно, что прибор должен крепиться на высоте не менее трех метров. Точка съемки может быть на уровне пояса или ниже, и это значит, что над головой модели всегда должно быть достаточно много пространства. И последнее, сам прибор и система крепления имеют определенные размеры, а это еще 40—50 см. Пантографы, которыми комплектуются потолочные системы, в сложенном положении имеют размеры 30—40 см. Поэтому и выходит, что 3,7 метра — это та минимальная высота потолка, при которой можно создавать правильную студию. Очевидно, что высота потолка 4 метра или больше будет только плюсом.
Теперь поговорим о том, какая необходима ширина помещения. Она будете определятся как размерами самого объекта съемки, так и шириной фона. Чтобы расположить красиво группу людей и правильно осветить ее (например, семью из пяти человек), необходимо пространство не менее 3—4 метров. Стандартный размер фотографического бумажного фона — 2,72х11 метров. Выпускаются бумажные фоны шириной 3,5 метра (достаточно тяжелые рулоны длиной 25 м и более), а также склеенные — шириной 5,4 метра. Бумажные фоны шириной более 2,72 м не пользуются у нас спросом, поэтому практически не завозятся на наш рынок.
Кронштейны для держателей фонов обычно крепятся к стене или на специальные телескопические «автополы», которые устанавливаются в распор между полом и потолком. Держатели рулонов с механизмом скручивания (ручной или моторный привод с цепью) вставляются в трубу, на которой намотан фон, и крепятся на кронштейнах. Держатели рулонов с механизмом скручивания (ручной или моторный привод с цепью) вставляются в трубу, на которой намотана цветная однотонная бумага. Таким образом, три метра рабочей ширины павильона используется для размещения фонов.
Для того чтобы была возможность перемещать осветительные приборы, с каждой стороны от фона необходимо иметь запас расстояния 1,5 м, а если не используется подвесная потолочная система, то и по 2 метра свободного пространства. Таким образом, ширина помещения должна быть не менее 6 или 7 метров. Если больше, то еще лучше. Нельзя забывать, что это пространство нужно и для того, чтобы размещать отражатели, затенители или другие аксессуары, поэтому уменьшение этого параметра (ширины) нецелесообразно.
Осталось определить длину нашего помещения. Она рассчитывается просто. Очень хорошо, когда длина помещения имеет две его ширины, а значит 12—14 метров. Это обусловлено тем, что фотограф должен иметь возможность работать длиннофокусными объективами, располагать объекты съемки (в нашем случае людей) на необходимом расстоянии друг от друга и от фона, а также свободно перемещать оборудование. Большое пространство обеспечивает комфортное передвижение мастера по студии, выбирая необходимые ракурсы при фотосъемке. Итак, мы определились, что для правильного построения съемочной площадки необходимо помещение с размерами 14 метров в длину и 7 метров в ширину (это минимальные цифры), т.е. площадью примерно 90 квадратных метров и высотой потолка минимум 3,7 метра.
Студийные потолочные системы — это подвесные системы, где основой являются направляющие рельсового типа: продольные (потолочные) и поперечные (несущие). Потолочные направляющие крепятся непосредственно к потолку или к вспомогательной конструкции. Несущие направляющие устанавливаются на продольные при помощи кареток, тем самым обеспечивается свободное перемещение поперечных рельсов. На несущие направляющие подвешиваются пантографы и другие подвесные устройства.
Плюсы. Удобство при работе; расширение рабочего пространства съемочного павильона и освобождение места на полу, при этом возможность размещения источников света в самых низких точках; минимальная вероятность повреждения приборов (падение, удар); гибкость установки осветителей на любом уровне, точность и легкость перемещения и регулировки; возможность использования небольшого помещения (построение маленьких студий, общей площадью не более 20 квадратных метров); многовариантность.
НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСВЕТИТЕЛЕЙ
|
высокий потолок в студии обеспечивает возможность комфортной съемки с верхней точки, используя любую оптику, в том числе и длиннофокусную |
Выбор света, пожалуй, самая важная и сложная часть расчета фотостудии. Поэтому мы подробно остановимся на этом моменте. Напомним, что основная характеристика импульсного осветительного оборудования — это максимальная энергия импульса, которую «генерирует» система (моноблок или генератор) в процессе работы. Сколько этой энергии потребуется для решения наших задач на съемочной площадке, мы с вами и должны определиться.
Что хорошо? Хорошо, когда студия оборудована генераторными системами. Совокупность высокой мощности, стабильности и надежности, которую обеспечивают «генераторы», а также удобство при съемках (малый вес и габариты осветительных головок, управление несколькими приборами одновременно с единой панели и т.д.) делают эти системы идеальными для коммерческой студийной работы. У «генераторов» есть одна особенность — это относительно высокая стоимость. Высокоточные технологии, качество и надежность дешевыми не бывают — это известно даже младенцу. Мы же сейчас говорим о том, как избежать ошибок при построении фотографического павильона, поэтому первый путь и наиболее правильный — это комплектование студии генераторными системами.
Другой путь — это оборудование павильона достаточно мощными моноблоками. Опыт показывает, что это должны быть моноблоки с энергией импульса не менее 1000 Дж. Еще раз заметим, что мы строим правильную студию, поэтому и комплектуем ее такими осветителями. Более того, наличие мощных осветителей продиктовано вполне объективными причинами: а) возможность работать на малых диафрагмах; б) свободно применять насадки, которые «съедают» большое количество светового потока или имеют большие рассеивающие и отражающие поверхности; в) когда прибор используется на значениях меньше максимального, перезарядка происходит быстрее, длительность импульса уменьшается, а ресурс прибора только увеличивается.
В прошлом номере нашего журнала в статье «Управление осветителями» автор подробно пояснил, почему желательно работать с осветителями одинаковой мощности. Кратко напомним, что для того, чтобы соотношение импульсной и пилотной ламп было везде одинаковое, приборы с одним регулятором должны иметь одну и ту же энергию импульса, а также одинаковые по мощности пилотные лампы. Это позволяет корректно контролировать светотеневой рисунок и контраст освещения на объектах съемки. Поэтому наши рекомендации — это работа с одинаковыми по мощности приборами, принадлежащими одной марке или системе.
Часто приходится слышать, что для съемки людей в студии достаточно трех источников освещения, и объясняется это тем, что обычно используется рисующий, заполняющий и контровый свет. Хотя схемы освещения с таким количеством осветителей используются достаточно часто, утверждение это мягко говоря, некорректно. И все это потому, что не менее часто применяются и другие схемы постановки света, с двумя или одним «источником», с пятью или более. Предлагаю, дорогой читатель, вместе поразмыслить над этим вопросом.
Мы знаем, что рисующий свет в большинстве случаев является главным и основным в кадре. В зависимости от замысла фотографа или условий съемки рисующий свет может быть как достаточно жестким, так и относительно мягким. Условно можно сказать, что это направленный свет, он выявляет форму и детали объекта, оставляя в тени одни элементы и выделяя другие. Условность же «определения» основного (рисующего) освещения как направленного обуславливается тем, что современные насадки на осветительные приборы обеспечивают просто огромные возможности моделирования света. Ведь равномерно рассеянный световой поток, получаемый с помощью полутораметрового софт-бокса, можно использовать в «глухом» черном павильоне. В этом случае мы получим рисующий свет, который в принципе не имеет направленного свойства. Тот же софт-бокс в небольшом павильоне с чистыми белыми стенами создаст равномерное мягкое освещение. При этом объект (в нашем случае это может быть, например, модель в нижнем белье) будет освещена рассеянным светом, где о рисующем освещении не может быть и речи.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: особенность (или основное отличие) рисующего света заключается в характере распределения освещенных и затененных участков на объекте (в нашем случае это может быть, например, лицо). Поэтому независимо от того, сколько одновременно используется осветителей при съемке, источник рисующего света, по отношению к одному объекту, почти всегда один и именно он создает общий характер освещения. Нельзя забывать, что если стоит задача, объединить в одном кадре несколько моделей, при этом получить на каждом объекте разный светотеневой рисунок, локальных рисующих источников света может быть несколько.
Заметим, что съемка в павильоне с одним осветителем производится достаточно редко (ни в коем случае не хочется обидеть тех фотографов, которые любят и успешно работают с одним источником света и отражателями). Фотограф должен иметь возможность управлять контрастом светотеневого рисунка, получать необходимую проработку деталей в теневых участках изображения. В большинстве случаев для этого используется прибор с насадкой рассеянного освещения. Цель — подсвечивание теневых участков на лицах и фигурах моделей. Свет этого источника как бы заполняет тени, прорабатывая детали в них, поэтому этот источник света называется заполняющим.
Помимо рассеянного источник «заполнения» может излучать и направленный свет. Главное правильно использовать насадку и правильно выбрать место расположения прибора. В зависимости от задачи, получения необходимой тональности и креативного решения соотношение яркостей заполняющего света и рисующего при съемках выбирается мастером индивидуально. Неверно думать, что осветитель, который используется для создания заполняющего света, должен иметь меньшую максимальную энергию. Нельзя забывать, что при «заполнении» используются большие светорассеивающие насадки или отражающие панели, поэтому компромиссов лучше избегать.
Итак, нам необходимо иметь рисующий, заполняющий и контровый свет. Добавим, что контровых источников освещения часто нужно как минимум два. Обосновать это очень просто: мы имеем дело с разными моделями, у которых может быть темная одежда, темные волосы, всевозможные аксессуары, меховой воротник и т.д. Контровый свет как раз и применяется для того, чтобы создавать так называемый световой контур, а также блики на волосах, плечах и других частях модели. Чтобы фотография выглядела красиво, разнообразный боковой и контровый свет просто необходим. При съемке группы людей тем более это становится актуальным. Помечаем себе, что четыре прибора уже точно нужны нам в студии.
Для того чтобы снимок смотрелся интересно, нельзя забывать про фон. В студии всегда должна быть возможность освещения фона. Если мы хотим иметь равномерно освещенный фон, осветителей должно быть как минимум два. Если нужно получить разные световые эффекты, и того больше. Таким образом, нам необходимо уже шесть осветителей.
Для лучшего выявления фигуры или, например, формы головы используется моделирующий свет. Локальную подсветку или выделение небольших участков на объекте съемки осуществляют обычно при помощи акцентного освещения. Это освещение может также выполнять функции дополнительного заполняющего света, создавать местные блики и рефлексы на отражающих деталях одежды и т.д. Для этого целесообразно использование сотовых и цветных фильтров, тубусов и других насадок, включая и небольшие рассеивающие устройства. Очевидно, что желательно еще иметь резервный источник света, например, для спот-насадки (прожектора). Девять мощных осветителей! Как же приятно работать в таком павильоне!
Определив количество источников света, можно обдумать и комбинированный вариант комплектации системы освещения. Например, генераторные системы для шести осветительных головок и три моноблока. Желательно, чтобы все это было одной марки или одной системы. При этом мы получаем еще и возможность выполнения параллельно двух фотосъемок. Если при работе в павильоне не задействованы все приборы, ассистент фотографа всегда сможет выполнить выездную съемку, взяв с собой три моноблока с необходимыми аксессуарами. А вообще опыт показывает, что со временем в студии появляется отдельный комплект моноблоков и принадлежностей, который предназначается для выездных работ.
НАСАДОК ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО
|
для съемки этого сюжета использовался серый бумажный фон шириной 3,5 м |
Известно, что качество освещения в студии во многом обеспечивается за счет правильного использования насадок. Очень хорошо, когда в студии имеется необходимое количество таких насадок. Чтобы была возможность создавать освещение с различной степенью рассеяния, нужно иметь софт-боксы самых разных размеров: от небольших, примерно 50х50 см, до полутораметровых, по длинной стороне, светорассеивающих устройств. Для «заполнения» часто применяются софт-боксы большого размера, например диаметром 1,5—2 метра. Также при фотосъемке используются «стрипы», которые позволяют ограничить световой поток по одной стороне, а также получить красивый длинный и узкий блик.
Так сколько же «софтов» необходимо иметь в фотостудии? Широкий модельный ряд таких устройств позволяет выбирать то, что вам необходимо. «Софт» небольшого размера позволяет получить контрастное рассеянное освещение, два «бокса» размером 100х150 см обеспечат ровный бестеневой свет. Если в вашей студии будет пять или более софт-боксов — это хорошо. Желательно, чтобы они всегда были собраны, тогда и оперативность изменения светового рисунка заметно повышается. Более того, сейчас выпускаются дополнительные аксессуары для «софтов» — шторки, сотовые и продольные экранирующие решетки, а также маски различной формы, которые крепятся на рассеивающий экран. При выборе марки оборудования нужно всегда обращать внимание на линейку софт-боксов и аксессуаров.
В предыдущих номерах нашего журнала мы подробно рассказывали об использовании рефлекторов. Теперь проанализируем, какое их количество необходимо, чтобы комфортно работать в студии. Для освещения фона у нас имеется два прибора, использовать которые удобно со специальными косыми фоновыми рефлекторами. При необходимости создания акцентного освещения на рефлекторы устанавливают сотовые фильтры. Часто для этого используются стандартные рефлекторы, но возможно применение и других насадок, например, узконаправленных рефлекторов и т.д. Также с успехом используются и открытые рефлекторы, которые имеют разный угол освечивания светового потока. Поэтому желательно иметь расширенный набор рефлекторов и 3—4 «соты». Не надо забывать о цветных фолиях, их держателях и шторках. Причем шторок лучше иметь два комплекта. В этот список нужно добавить отражатели (белый, серебряный, золотой) и затенители разных размеров.
Большие возможности при «рисовании» изображения обеспечивают фотозонты. Эти устройства компактно складываются и недорогие, поэтому лучше иметь целый набор таких рассеивателей, разных размеров и с различными покрытиями. Два-три зонтичных рефлектора достаточно, если помощник не выезжает на съемки. В случае когда студия проводит одновременно две фотосъемки, зонтичных рефлекторов должно быть минимум пять, а сотовых фильтров — два комплекта.
Для создания интересных или необычных спецэффектов используются оптические зум-насадки. Необходимость этих устройств всегда определяется задачами, которые решаются в съемочном павильоне. Использование оптического зума расширит возможности создания светотеневого рисунка и настроения в кадре.
Количество штативов для осветителей рассчитывается в зависимости от того, используется потолочная система или нет. Если ваша студия без подвесных устройств, все равно должна быть возможность высоко поднять осветитель. Это обычно делается при помощи штатива типа «журавль». Также необходимо иметь прочные штативы для каждого осветителя плюс «стойки», которые используются для нижнего расположения приборов, крепления держателей отражателей и затенителей.
НЕЙТРАЛЬНО-СЕРЫЙ ПАВИЛЬОН
Стены, пол и потолок павильона должны быть нейтрально-серого цвета. Бетонный пол можно застелить линолеумом, конечно же, серым. Поверхность линолеума должна быть матовой и прочной. Если пол деревянный, покрасить его не составит никакого труда. Важно, чтобы краска была матовая. Покрытие должно иметь хорошие износостойкие качества, ведь на полу в фотостудии происходит очень много «жизни». Если в фотостудии есть окно, его можно использовать как источник освещения, но при необходимости это окно должно легко завешиваться плотной серой тканью.
Вообще очень хорошо, когда в съемочном павильоне есть возможность быстро создавать черную или белую «комнату». Сделать это не так уж и сложно: надо натянуть по периметру павильона струны и повесить черный плотный материал (желательно бархат). Если при съемке нам необходимо получить светлую студию, можно использовать те же струны, повесив на них белую ткань с хорошими отражающими свойствами.
В заключение отметим, что фотостудия для фотографа — это второй дом, где он проводит достаточно много времени. Поэтому при планировании необходимо учитывать все мелочи, а это и вентиляция или кондиционирование павильона, и качественная проводка с удобным расположением розеток, и возможность размещения гримерной комнаты и подсобного помещения, и многое другое. Лучше сразу продумать, где будут храниться громоздкие вещи, например, рулоны бумажных фонов, да и матерчатые фоны занимают не мало места. Стулья, тумбы, сейф для аппаратуры — все это необходимые элементы в вашей фотостудии, их расположение также должно быть продумано заранее. Помните, чем удобнее будет размещено оборудование в вашем павильоне, тем больше времени будет для творческой и коммерческой работы.
Сервисный центр "MTechnic" осуществляет профилактику, диагностику, ремонт, замену комплектующих и аксессуаров цифровых и аналоговых фотоаппаратов, объективов и видеокамер марок: Benq, Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Nikon, Olympus, Panasonic, Pentax, Samsung, Sony и других производителей.
Территория охвата: Москва, Зеленоград и Московская область (МО).
Для вашего удобства работает наша курьерская служба (бесплатно), подробнее в разделе "контакты"